Верея. Исторический очерк

Верея
ВЕРЕЯ/ -и/; ж. Нар.-разг. Столб, на который навешивается створка ворот. В. ворот. * Вереи точёны, Ворота золочёны (Островский).
* * *
Верея́
город в России, Московская область, на р. Протва, в 27 км от железнодорожной станции Дорохово. 5,2 тыс. жителей (1998). Швейная фабрика. Известен с 1371. В XV в. центр Верейско-Белозерского княжества. Собор Рождества Христова (XVI в.).
 
* * *
ВЕРЕЯ
ВЕРЕЯ́, город в Российской Федерации, в Наро-Фоминском районе Московской обл., расположен на южной окраине Смоленско-Московской возвышенности, на высоком правом берегу р. Протва (приток Оки), в 27 км к юго-западу от железнодорожной станции Дорохово, в 111 км к юго-западу от Москвы. В черте города множество оврагов, по которым протекают р. Раточка и ручей Кечелка. Население 5,1 тыс человек (2001). Известен с 1371. Город с 1782. В 15 в. был центром княжества.

Исторический очерк
Существует несколько версий о происхождении названия города. По общепринятой название «верея» («веретья», «веретье») означает «возвышенное место, покрытое лесом и спускающееся к речке косогором или обрывом». На гербе отражена другая версия: «верея» — это столбы ворот, но она считается искусственно надуманной. Дата рождения города также спорна. Так, в 1159 в летописи упоминается Верейсча, куда отдал замуж свою дочь сын Юрия Долгорукого Андрей. Историк В. Н. Татищев (см. ТАТИЩЕВ Василий Никитич), описывая события 1159, упоминает селение Верейсча (т. е. Вереище) и замечает: «...может, Верея?». Первое бесспорное упоминание о городе относится к 1371. В «Истории...» Н. М. Карамзина (см. КАРАМЗИН Николай Михайлович) есть ссылка на русскую летопись, в которой говорится, что в этот год литовский князь Ольгерд (см. ОЛЬГЕРД) вместе со смоленским князем Святославом совершил очередной поход на Москву. Не сумев завоевать Москву, они захватили несколько близлежащих городов, в том числе и Верею. Эта дата и считается условно датой основания города.
Согласно договору Дмитрия Донского (см. ДМИТРИЙ Донской) с рязанским князем Олегом с 1382, Верея становится частью Московского великого княжества. В 1389 Верея уже переходит на положение «отъезжей волости» в составе Можайского княжества. В 1408 город и окружающие села были сожжены ордынским ханом Едигеем (см. ЕДИГЕЙ (правитель)).
В 1432, при Михаиле Андреевиче, Верея становится центром самостоятельного удельного Верейского княжеств, в которое вошли Белоозеро и Малоярославец. Вместе с Можайском, Рузой и Вышгородом Верея входила в линию городов-крепостей на западных рубежах Московского государства. Одним из подтверждений самостоятельности Верейского княжества явилось производство собственных монет. За полвека княжения Михаила Андреевича на монетном дворе было выпущено около 20 видов серебряных монет различного достоинства. С 1486 Верейское княжество стало подчиняться государю «всея Руси». Оно досталось в удел кн. Владимиру Старицкому (см. ВЛАДИМИР Андреевич Старицкий). Его ратники отличились при взятии Казани в 1552. В честь этого события на территории Верейского кремля был заложен в тот же год Рождественский собор, частично сохранившийся до наших дней.
В 16 в. сложился облик города, который сохранил свои черты до наших дней. Как в любом древнерусском городе, главная часть — городище и кремль. Через ров от городища располагалось «старое городище», где находилась торговая часть города. От торговища лучами на запад шли две главных улицы. К югу от городища, за соборным оврагом, возникли две слободы — Пречистенская и Бутырская, через которые шла дорога на Москву. В то же время существовала и Заречная слобода. По легенде, Иван III (см. ИВАН III Васильевич) подарил верейскому князю пленных татар, которых поселили в Заречье. Находящийся там пруд называется Татарским, такое же название носила одна из улиц, теперь переименованная. В 16 в. верейцы занимались различными ремеслами: плотницким, гончарным, кузнечным, портняжным и др. В музее города можно видеть предметы, которые изготавливали когда-то местные умельцы. В 1606 Верея была взята одним из отрядов И. Болотникова. В грамоте Василия Шуйского город упоминается как «пошатнувшийся», т. е. примкнувший к восставшим. В 1608 Верею заняли войска Лжедмитрия II, а в 1610 в городе расположился гарнизон польского гетмана Жолкевского; отступая под ударами ополчения Минина и Пожарского, оккупанты сожгли город. В 1618 Верея подверглась новому разорению отрядами польского королевича Владислава. При царях Романовых — Михаиле и Алексее — население Верейского уезда с 1629 по 1678 выросло в 41 раз, частично за счет естественного прироста, частично в результате возвращения беглых крестьян и пленных. Вместе с тем немало жизней верейцев унесла эпидемия чумы 1654. В середине и конце 17 века оборонное значение многих подмосковных городов, в том числе и Вереи, падает. Население активно начинает заниматься различными промыслами. Основную часть экономики города составляло сельское хозяйство. Особое значение приобретает производство лука и его сбыт в Москву. Кроме лука Верея поставляла в Москву конопляное масло и орехи.
В 1725 в городе проживало уже 1500 посадских людей и купцов. Протва удачно соединяла Верею с Окой, важнейшей торговой артерией страны. Местом оживленной торговли были многочисленные ярмарки. В «Историческом описании Российской коммерции» Верея характеризуется как центр кустарных промыслов
Первый каменный жилой дом в Верее появился в начале 1770-х годов, к концу века их было уже 52. В 1784 утвержден Екатериной II план Вереи, в основном совпадающий с современной планировкой.
В августе 1812 Верея была взята французскими войсками. 29 сентября отряд под командованием Дорохова (см. ДОРОХОВ Иван Семенович) освободил город. Павших при освобождении Вереи русских похоронили на местном кладбище. Позже в память об этих героях в городе была построена часовня, которая при советской власти была бессмысленно разрушена. После смерти генерала Дорохова согласно его письму к жителям города в трапезной нижнего храма Рождества Христова, где был устроен придел во имя Св. Николая Чудотворца, стоял памятник за железной решеткой с надписью на чугунной плите, в которой было воспроизведено предсмертное письмо Дорохова к жителям Вереи. Это и было место захоронения генерала. Его варварски разорили или в 1918, или в 1929. В настоящее время захоронение восстановлено, как и памятник доблестному воину, поставленный неподалеку от собора в 1912 к 100-летнему юбилею битвы в Верее (1957, скульптор С. С. Алешин).
В 1851 была открыта железная дорога Москва-Петербург, что сделало невыгодным доставку в Питер хлеба водным путем по мелким рекам. Это повлекло за собой резкое падение торговой роли городов на реках, в том числе и Вереи. Верея оказалась на значительном удалении от жизненно важных транспортных артерий страны, что вызвало отток жителей из города. Тем не менее город продолжал жить. В 1870 было проведено шоссе от Вереи до станции Шелковка (ныне Дорохово) Московско-Брестской железной дороги. В 1876 открылась первая аптека, началось строительство действующей и ныне больницы — первого в городе сооружения с центральным отоплением, водопроводом и канализацией.
В конце 1941 — начале 1942 Верея была окупирована немцами. В период Великой Отечественной войны в окрестностях города велись ожесточенные бои; неподалеку от Вереи находится с. Петрищево, связанное с подвигом Зои Космодемьянской (см. КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ Зоя Анатольевна).
Современная Верея — один из самых маленьких городов в области. Промышленность практически отсутствует. Единственное крупное предприятие города — швейная фабрика — загружена на 10—15%. В городе действует краеведческий музей.

Собор Рождества Христова (1552)
Поставлен на городище, в центре города. Колокольня храма видна далеко за чертой города Вереи. Первоначальный тип храма представлен в виде квадратной основы, увенчанной одной главой. Церковь многократно подновлялась и ремонтировалась, что несколько меняло ее облик. Капитально реставрировалась в 1701, была вновь освящена. В 1729 церковь выстроена в «старом виде», получив при этом формы провинциального барокко (см. БАРОККО). Собор стоит на фундаменте 16 в. Сохранились южный и северный перспективные килевидные порталы из белого камня и фрагменты окон второго света. В 1802 к храму были пристроены трапезная и колокольня, что изменило весь ее облик. На колокольню был поднят и действовал 56-пудовый колокол — самый большой в верейском крае. Стены собора украшены фресковой живописью венецианского стиля. Соборная церковь являлась украшением города, рядом с ней имелось старое кладбище, заросшее липами. Из-под жертвенника храма имелся тайный ход к берегам Протвы. В 1924 храм был закрыт и строения использовались в хозяйственных целях. В настоящее время церковь возвращена верующим.

Константино-Еленинская церковь
Первое упоминание об этой церкви относится к 1697. Тогда она была деревянная. В 1732 купец В. Гаврилов по разрешению Синода к холодной церкви пристроил теплую, во имя Живоначальдой Троицы. Настоящее каменное здание церкви Константина и Елены было сооружено в 1798 на средства купцов Занегиных. Архитектура храма — «восьмерик на четверике». Непосредственно к храму примыкала небольшая трапезная, почти рядом с ней — колокольня. По стилю можно определить как смесь барокко с ранним классицизмом. У современной церкви сохранились каменная с металлической решеткой ограда и ворота. В настоящее время храм находится в запущенном состоянии. Около церкви за оградой старое заброшенное кладбище.
Рядом с храмом Константина и Елены сохранилось здание усадьбы купцов Тарасовых (19 в.).

Церковь Ильи-пророка
Первое упоминание относится к 1637. Тогда здесь стояла деревянная церковь и при ней церковное круглое кладбище. По прошению, поданному прихожанами в Синод, рядом с холодной церковью Ильи-пророка была построена теплая во имя Казанской Богородицы (18 в.). Когда обе деревянные церкви пришли в ветхость, в 1803 была построена кирпичная двухсветная с небольщой трапезной и трехъярусной колокольней. Нижний храм — теплый — во имя Казанской Божьей Матери, верхний — летний, во имя пророка Ильи. В 1930-е годы храм был закрыт, богатейший иконостас и церковная утварь были реквизированы, строение использовалось в хозяйственных целях. В I947—1948 храм был восстановлен силами прихожан и с тех пор является действующим.

Церковь Косьмы и Дамиана
В зареченской части города в 1673 была построена деревянная церковь на старом церковном месте, во имя Косьмы и Дамиана. В 1777 на средства купца М. Е. Седельникова на этом месте сооружена новая, в стиле барокко, во имя Благовещения. В объемной структуре колокольни чувствуются традиции 17 в. Храм не действует.

Старообрядческая Покровская церковь
Четких данных об истории этой церкви нет. Однако известно, что старообрядческая община Вереи относится к самым устойчивым общинам и имеет давние связи с Преображенской и Рогожской московскими общинами. Маленькая одноглавая церковь, размерами похожая на часовню, с небольшой колоколенкой. Храм каким-то чудом миновал всеобщие репрессии против церквей; она практически не переставала функционировать.

Входоиерусалимская церковь в Красной слободе
Бывший собор Спасского монастыря, относится к древнейшим памятникам Вереи. Расположена на обрывистом берегу р. Протвы и окружена вековыми деревьями. Спасский мужской монастырь был упразднен в 1764, однако церковь сохранилась. Выстроена была из кирпича в 1667—1679, о чем гласит текст закладной доски у западного портала. Храм имеет кубическую форму, увенчанную пятью глухими барабанами с пятью главками. Храм двухэтажный, нижний придел поздней постройки, верхний имеет куполообразный свод без всяких опор. С запада в церковь ведет открытое каменное крыльцо с верхним и нижним рундуками на кувшинообразных столбах. Аналогичные крыльца были некогда и у боковых порталов. Южное крыльцо разобрали в 1886. Особо интересна примыкающая с северо-запада шатровая колокольня. Ее столп украшен муравлеными изразцами. Нижний храм, углубленный в землю — во имя Пресвятой Девы Марии. В 1877 археологическое общество объявило храм памятником архитектуры 17 в. Около церкви имелось кладбище, надгробные памятники разбросаны вокруг. Храм разрушается, есть попытки его реставрации. По сведениям местных жителей существовал подземный ход к храму Рождества Христова.

Торговые ряды 19 в. и церковь Георгия Победоносца
Торговые ряды — почти единственный сохранившийся в Подмосковье образец такого типа сооружений в стиле классицизма, характерный для облика русского провинциального города 18—19 вв. Одноэтажные кирпичные здания, в плане — каре с замкнутым внутренним двором и четырьмя въездами, расположенными по центральным осям фасадов. Южная часть комплекса разрушена в 1941. Ведутся реставрационные работы.
Рядом с бывшими торговыми рядами находилась церковь Георгия Победоносца: с 1629 деревянная, с конца 18 в. — каменная, с колокольней. В ней был придел во имя Иоанна Воина. Эта церковь как бы символизировала память жителей Вереи, погибших в сражениях за Родину. Храм был расписан фресками к 100-летию Бородинского сражения. В 1920-е годы закрыта, в 1945 разобрана на кирпичи. Сейчас на ее месте автовокзал. Неподалеку от торговых рядов находится здание, прозванное в народе «круглым». Его строителем был купец третьей гильдии Ульян Седельников, построено здание было в конце 18 в. В нем сейчас находится верейский музей. Круглое здание является редким в подмосковных городах памятником жилой архитектуры стиля русского классицизма с элементами уходившего барокко. В этом здании располагалось первое в Верее учебное заведение — уездное народное училище. Угол, обращенный на площадь, подчеркнут ротондой, завершенной невысоким барабаном с плоским куполом. Стоящая через овражек от здания часовня Параскевы Пятницы архитектурно перекликалась с ним, имея такую же крышу в виде плоского купола, но в процессе реставрации обрела четырехскатную кровлю.
 

Энциклопедический словарь. 2009.

 

 

Вере́йское кня́жество, также Верейско-Белозерское — русское княжество, располагавшееся к юго-западу от Москвы[1]. Было самостоятельным в 14321486 годах; центр княжества — город Верея[2].

Княжество существовало с 1432 по 1485 год[3].

История

Впервые упоминается в летописи XIV века[4]. С 1389 года территория княжества входила в состав земель, отданных Дмитрием Донским своему сыну Андрею[1]. До смерти последнего (1432) — волость в Можайском уделе, а по смерти — второстепенное княжество в том же уделе, находившееся под властью Михаила Андреевича, внука Дмитрия Донского. К Верейскому княжеству отошло тогда и бывшее Белозерское княжество, отсюда и второе название Верейского княжества; в 1450 году к княжеству были присоединены также Вышгород и некоторые волости Звенигородского княжества (вскоре они, впрочем, были отданы московскому князю, будущему правителю объединённой северо-восточной Руси — Ивану III). Сын и наследник Михаила Андреевича, Василий, бежал в Литву (1484), и Верея после смерти Михаила (в 1486) досталась великому князю московскому. В 1485 году Верейское княжество было присоединено к Москве[3]1519 верейские земли были переданы великим князем Василием III в Старицкий удел своего сына, Андрея. После его смерти Верею унаследовал Владимир Андреевич, внук Василия III. В 1567 году Иван Грозный обменял у Владимира Старицу вместе с Алексином и Вереёй на Дмитров, Боровичи и Звенигород; Верея вновь отошла к Москве. С тех пор Верея всегда оставалась под властью Москвы[5].

Боярские роды на службе Верейско-Белозерских князей:

Монастырёвы[6]; Лихаревы; Фёдоровы.

Примечания

  1. ↑ Верейское княжество — БСЭ // Яндекс. Словари.
  2. Монеты России — Удельное княжество Верейское // russian-money.ru.
    • ↑ Верейское княжество (1432 — 85) // hrono.ru.
      • Верейское княжество // БСЭ.
        • Родословия Европы | Московское княжество // rodoslovia.ru.
          • Русская знать — Генеалогические таблицы — Монастырёвы // rusenealog.ru.

 

 

 

 

Прочитано 5286 раз

Комментарии  

#1 SVIFT 15.02.2019 10:40
"Первое бесспорное упоминание о городе, (Верее), относится к 1371 в "Истории...) Карамзина... Будьте любезны, выставьте здесь документ, подтверждающий это событие. Как по мне, то речь может идти о другой Верее. Вот в грамоте за 1382 год действительно Верея та, что на данный момент в Наро-Фоминском районе.
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить