27 октября в помещении городской библиотеки состоялось седьмое заседание Можайского Исторического общества, которое было посвящено теме "Народ, государство, Церковь. Чем Церковь может помочь народу в настоящее тяжелое время"
Владимир Куковенко рассказал присутствующим о том, как католическая церковь в 19 веке проявила внимание к человеку труда, и какие шаги предприняли иерархи католической церкви для облегчения положения трудящихся. Благодаря усилиям кардиналов, в ряде европейских стран были приняты властью законодательные акты, направленные на улучшение социальной защиты народа. Особенно показателен случай, когда английский кардинал Генри Мэннинг участвовал в работе статечного комитета бастующих английских докеров и поддерживал их своим авторитетом (1889 г.). Подобные протесты, нашедшие понимание у высших церковных чинов, способствовали тому, что государство стало законодательно регулировать отношения работодателей и пролетариата. В этих вопросах лидировала Пруссия, которая сделала очень много для защиты прав своих трудящихся, и прусская модель устройства государства получила название "прусский социализм". Данные начинания поддержал папа Римский Лев XIII который свой энцикликой "Rerum novarum" (1891 г) разрешил рабочим организованно отстаивать свои права. И рабочие, получив возможность мирно добиваться своих целей, отказались от радикальных методов, к которым их призывали марксисты. Все это сняло социальную напряженность, и революционные настроения в Европе стали затихать. В России такого внимания к рабочему вопросу не было, Власть долго не обращала внимание на положение трудящихся. Не вмешивалась в мирские дела и Церковь, проявив в этом поразительное равнодушие к своей пастве. Лишь в 1912 году начались реформы, которых народ так и не успел почувствовать. Началась война а вслед за ней и революция. Может ли православная Церковь в наши трудные дни, подобно католической Церкви, вмешаться в ситуацию и помочь народу в его борьбе за социальную справедливость?
Протоиерей церкви Иоакима и Анны, о. Александр (Гудов), согласившийся принять участие в данном обсуждении, вначале говорил о том, что несправедливость существовала и будет существовать всегда. Всегда будут бедные и богатые. Потом мысль его приняла другое направление и он, как пример, привел первые христианские общины, в которых полностью отсутствовали социальные противоречия. И далее он предложил следующую модель построения справедливого общества: все сплачиваются вокруг Церкви, и всяческие противоречия тут же устраняются сами собой. Все живут по евангельским заповедям дружно и счастливо.
На эту речь, по-существу, уклончивую и неконкретную, присутствующие на заседании женщины (а их было подавляющее большинство) разразились бурными и продолжительными аплодисментами. Видимо, они воспринимают действительность как-то иррационально и вне всякой логики. Как тут не вспомнить Шукшина и его фразу: "Намудрил господь что-то с женщиной. Но, с другой стороны, не творца лепил..."
На доводы о. Александра Куковенко возразил, что в дореволюционной России практически не было атеистов и все население было воцерковленным, но это, почему-то, не способствовало устранению социальной несправедливости. Не получится ли то же самое и в этот раз?
Чувствовалось, что о. Александр был не слишком настроен откровенно и честно говорить на эту тему. Видимо, это не столько его личная позиция, как позиция православной Церкви, которая избегает любой, даже самой легкой, критики в адрес властей. Как можно понимать, в этом и заключается симфония Церкви и государства. о которой многократно повторял патриарх Кирилл. Как и сто лет назад, беды народа мало кому интересны.
Хотя и были другие выступления, но этим, практически, обсуждение и закончилось.
,,,
Примечание редакции сайта
Спустя несколько дней после этого заседания о. Александр прочитал в храме проповедь, в которой упрекал обитателей Рублевки в равнодушии к нуждам своих неимущих соотечественников. Похоже, осознал о.Александр, необходимость внимания к социальным проблемам народа и во весь голос решил заявить об этом. Надеемся, что наше заседание в какой-то степени способствовало такому повороту мыслей можайского протоиерея.
Вызывает недоумение лишь одна деталь - зачем о.Александр пошел так далеко за примерами социального неравенства? Рублевку можайцы мало знают, и это не тот пример, который способен задеть чью-либо душу. С таким же успехом он мог говорить об искореенении несправедливости среди обитатей Марса. Эти примеры можно было бы найти и в Можайске: с одной стороны - престижные коттеджные поселки (чем не Рублевка?), а с другой - наши бомжи, которых мы знаем даже по именам, и которые роются на наших помойках. К ним равнодушны и местная власть, и депутаты, и органы социальной опеки, и наши богатеи... Вот тут бы отцу Александру и проявить свое христианское сострадание и всех перечисленных призвать проявить внимание к можайским обездоленным. Но нет, и здесь повел себя о. Александр крайне осторожно и заговорил о какой-то далекой обезличенной Рублевке, а каком-то далеком, почти виртуальном неравенстве. При таком сверхосторожном и, даже, откровенно боязливом отношении к социальным проблемам, с этими проблемами не справиться.Похоже, что эти проблемы так и останутся проблемами самого народа. Сами вляпались, сами и вылезайте!
Понять о. Александра можно. Надо сказать, что священники в России и сто лет назад настороженно воспринимали социальные идеи. В разделе "Примечательные даты" нашего сайта помещена статья о замечательном русском человеке - Николае Николаевиче Неплюеве, который на свои деньги и своими трудами провел уникальный эксперимент по созданию новых отношений труда и капитала. Он организовал и финансировал Крестоводвиженское Братство, которое можно считать праобразом успешного социалистического хозяйства.
С неприязнью и презрением относились к Неплюеву окрестные помещики. Они считали, что он занимается совершенно не дворянским делом. Помещиков еще можно понять, но трудно понять священников близлежащих церквей, которые еще более осуждали Неплюева и его Братство. Со временем их осуждение усилилось и переросло в открытое противостояние с этим начинанием.Так, на торжественное открытие Крестовоздвиженского Братства в 1895г., несмотря на многочисленные приглашения, не прибыл ни один из губернский чиновников и ни одно лицо, связанное с епархиальными властями.
Похоже, все повторяется.