Малахов С.А.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мала́хов Серге́й Арсе́ньевич

(27 июня 1902, Можайск Московской губернии — 4 августа 1973, Ленинград, СССР) — русский советский поэт, критик, литературовед.

 

Биография

 

Сергей Малахов родился в богатой купеческой семье в Можайске, Московская губерния 27 июня 1902 года. С юности увлекался поэзией и писал стихи. Был одним из первых организаторов комсомола в Можайском уезде в 1918 и одним из создателей литературной группы «Молодая гвардия» вместе с А. Жаровым, М. Светловым, М. Шолоховым. В 1920 вступил добровольцем в Красную армию. В 1926 окончил литературное отделение этнологического факультета (до 1925 оно относилось к факультету общественных наук) 1-го МГУ, в 1929 — аспирантуру Российской ассоциации НИИ общественных наук. Лидия Гинзбург упоминает его в своих воспоминаниях. В 1920 вступил в РКП(б) и был членом партии до 1936 года (исключен при проверке партдокументов). Сергей Малахов был арестован органами НКВД 9 июня 1936 года своей квартире в Ленинграде, ул. Блохина, дом 2, кв. 21. В это время он был литературоведом, исполнял обязанности профессора в ЛИФЛИ, с начала 1930-х работал в Ленинградской ассоциации пролетарских писателей. Малахов С. А. обвинялся «в том, что являлся активным участником контрреволюционной троцкистской организации в Московском государственном университете. Был связан организационно и политически с активными контрреволюционными троцкистами. Боролся против партии, двурушничал, то есть в пр. пр. ст. 58, п. п. 10 и 11 УК». Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР 31 июля 1936 года Малахов С. А. был приговорен к заключению в ИТЛ (исправительно — трудовой лагерь). Малахов вышел из лагеря в 1941 году, но не мог посещать Ленинград и Москву. Окончательно был реабилитирован лишь в 1956 году. Во время Второй мировой войны находился в Самарканде (Узбекистан), где преподавал в Самаркандском университете и педагогическом институте. После войны он жил в Ленинграде, был научным сотрудником ИРЛИ, преподавал. Его учениками были такие критики и литературоведы, как П. Громов, Б. Костелянец, А. Павловский. С начала 1950-х он был научным сотрудником Института русской литературы (Пушкинского Дома). Последние годы жизни он провел на Каменноостровском проспекте, д. 14 в доме работников искусства.

 

Литературно-критическая деятельность

 

В 1926—1927 Сергей Малахов опубликовал ряд статей о русском футуризме, статьи «Теория и поэтика конструктивизма» («Печать и революция», 1929, № 4, 8, 10), «Алексей Чапыгин» («Лит. современник», 1934, № 10), «О творчестве Александра Прокофьева» («Октябрь», 1934, № 12). Ему принадлежат также статьи о Тургеневе. Ему принадлежат популярный очерк «Как строится стихотворение», статьи о конструктивизме, футуристах и пр. и по методологии литературоведения (вошедшие в книжку «Переверзевщина на практике»). После войны, в пятидесятые годы, написал работу об А. В. Луначарском (глава в «Истории русской критики», 1958), статью «Теория и поэтика романа Тургенева и Гончарова» (в сб. «Проблемы реализма в русской литературе XIX века») и др. Опубликовал воспоминания («Нева», 1970, № 3).

 

 

Источник: "Распятые", автор-составитель Захар Дичаров.

Изд-во: Историко-мемориальная комиссия Союза писателей Санкт-Петербурга, Отделение издательства "Просвещение", Санкт-Петербург, 1998.

 

Библиотека Александра Белоусенко - http://www.belousenko.com, 23 февраля 2003.

 

Сергей Арсеньевич Малахов (1902-1973)

Федеральная служба безопасности Российской Федерации Управление по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 15 января 1998 года № 10/44-Д-6086-2 Санкт-Петербург

 

Малахов Сергей Арсеньевич родился 27 июня 1902 года в г. Можайске, русский, член ВКП(б) с 1920 по 1935 год, исключен при проверке партдокументов.

 

Арестован органами НКВД 9 июня 1936 года. До ареста проживал в Ленинграде, ул. Блохина, дом 2, кв. 21, литературовед, исполнял обязанности профессора в ЛИФЛИ.

 

Малахов С. А. обвинялся «в том, что являлся активным участником контрреволюционной троцкистской организации в Московском государственном университете. Был связан организационно и политически с активными контрреволюционными троцкистами. Боролся против партии, двурушничал, т. е. в пр. пр. ст. 58, п. п. 10 и 11 УК».

 

Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР 31 июля 1936 года Малахов С. А. был приговорен к заключению в ИТЛ сроком на 5 лет.

 

Освобождён 3 июля 1941 года из Ухтпечлага.
 

Из книги "Писатели Ленинграда"


Малахов Сергей Арсеньевич

(27.VI.1902, Можайск - 4.VIII. 1973, Ленинград) - поэт, критик, литературовед. Чл. КПСС с 1920. В 1920 вступил добровольцем в Красную Армию. В 1925 окончил Моск. ун-т, а в 1929 - аспирантуру РАНИОН (Российская ассоциация НИИ общественных наук). Преподавал в ленингр. вузах, был сотрудником научно-исследовательских учреждений. В 1926-1927 опубликовал ряд статей о русском футуризме, статьи «Теория и поэтика конструктивизма» («Печать и революция», 1929, № 4, 8, 10), «Алексей Чапыгин» («Лит. современник», 1934, № 10), «О творчестве Александра Прокофьева» («Октябрь», 1934, № 12). Ему принадлежат также статьи о Тургеневе. В 1941-1947 преподавал в Самарканд. ун-те и пед. ин-те. С начала 50-х гг. жил в Ленинграде, был научным сотрудником ИРЛИ. Написал работу об А. В. Луначарском (глава в «Истории русской критики», 1958), статью «Теория и поэтика романа Тургенева и Гончарова» (в сб. «Проблемы реализма в русской литературе XIX века») и др. Опубликовал воспоминания («Нева», 1970, № 3).

 

Стихи.

Пг., 1923; Земля в огне: Стихи. ML, 1925; О партии, о любимой и о другом: Стихи. М., 1925; Кожанка:. Стих и. М., 1925; Песни у перевоза: Стихи. М., 1927; Как строится стихотворение. М.- Л., 1928; Переверзевщина на практике: Критика теории и практики. Л.- М., 1931; Против троцкизма и меньшевизма в литературоведении. Л.- М., 1932.

НЕИЗВЕСТНЫЙ ПАРОДИСТ 20-х ГОДОВ

Автор: Э. КУЗНЕЦОВ С каких имен начиналась советская литературная пародия? Если судить по нескольким коллективным сборникам, вышедшим в конце XX века, ее зачинателями были М. Зощенко, Н. Адуев, Арго, трио авторов "Парнаса дыбом", Л. Никулин, М. Пустынин... Но одновременно с ними трудились и другие пародисты, по разным причинам оставшиеся мало известными для читателей более поздних времен. Некоторые из них впоследствии совсем забросили пародии (Л. Борисов, В. Лебедев-Кумач), другие получили известность как сатирики "широкого профиля" (Э. Кроткий, А. Безыменский, Л. Митницкий, М. Козырев), для третьих пародия стала одним из не самых главных направлений творчества (М. Светлов, А. Жаров, И. Молчанов). Имя Сергея Арсентьевича Малахова (1902 - 1973) - одного из пародистов 20-х годов - сегодня прочно забыто. А в свое время оно гремело на поэтических вечерах, не сходило со страниц популярных молодежных и литературных изданий. Круг его повседневного общения составляли члены молодежных редакций журналов "Молодая гвардия" и "Комсомолия" и молодые поэты А. Безыменский (вместе писали шуточные стихи), А. Жаров (учились в одной школе), М. Светлов, М. Голодный, А. Ясный (жили в одном общежитии в районе Воздвиженки), Я. Шведов, И. Молчанов... За четыре года (1923 - 1927) Малахов выпустил пять поэтических сборников: "Стихи", "Земля в огне", "О партии, любимой и о другом", "Кожанка", "Песни у перевоза". В это время отзывы о его творчестве появлялись в "Новом мире", "Октябре", "Красной нови", "Комсомолии"... Популярность Малахова подтверждали и посвященные ему эпиграммы - льстивые, ироничные, издевательские.

Аноним:


Твой приговор суров и взгляд уныл.
Твой шаг хрустит среди скелетов.
Поистине ты титул заслужил
Почетного могильщика поэтов.
 

А. Безыменский:


Меня спросили, глядя в лист:
- Хороший ли поэт Малахов?
И я ответил: Парень ахов -
Великолепный... пародист.

В скандальном "Выступлении Грибоедова в порядке самокритики", появившемся ...
Журнал "Вопросы литературы" №2 за 2010 год.

Сергей Малахов. - СТИХИ. Издание "Молодой Гвардии". 1923 г. Мимо этой крошечной книжки Сергея Малахова нельзя пройти. В ней собрано всего одиннадцать стихотворений, но они уже представляют определенную ценность. Малахов прошел школу имажинизма, но не застрял в ней, а прошел дальше. Стихи Малахова сюжетны: каждые из них можно пересказать. Такими сюжетными стихами обыкновенно начинали известные впоследствии прозаики, как Тургенев, Альфонс Доде, Гюи де-Мопасан, Анатоль Франс и другие. В противоположность некоторым комсомольским поэтам, которые скорее всего склонны замечать разрушительную стихию революции, Малахов увидел революцию побеждающую и строющую. Он увидел пробуждающийся восток ("Индус"); у него, у Малахова, рабочий, вооруженный техникой, смывает старую церковь ("Вывеска"); у него же крестьянки-делегатки проезжают по Тверской на автомобиле в коммунизм ("Бабы"). С. Малахов поэт строгой революционной выдержки. Эта выдержка ведет его к сдержанности. С. Малахов чрезвычайно строг и малословен. Слово "мастер" более всего подходит к нему. По одиннадцати стихотворениям нельзя еще составить словаря поэта. Определять звуковое построение его стихов, говорить о его синтаксисе еще рано, потому что каждое его новое произведение может заставить перестроить, изменить все выводы; но можно сказать, что ритм у С. Малахова свой, а рифмы и ассонансы организуют содержание его произведений. Нужно заметить, что С. Малахов уже перерос свою книжку. Недавно им напечатанное стихотворение "Какие бывают глаза", покрывает все его стихи. Для сборника у С. Малахова следует брать стихи: "Индус", "Вывеска", "Стой, стой за пыльными возами", "Бабы", "О партии и любимой".

Прочитано 3472 раз

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить