Родное Подмосковье

ГЛАВА 2. ДАЛЕКОЕ ПРОШЛОЕ МОСКОВСКОГО КРАЯ «Но каюсь: новый Ходаковский люблю от бабушки московской я толки слушать о родне, о толстобрюхой старине…» А.С. Пушкин Вы узнаете! Глубоко в седую древность уходит своими корнями история нашего края. Первые упоминания о ней (о столице этого края – Москве) появились на страницах летописей более 850 лет назад. В наше время невозможно ра- зузнать о древности без помощи археологии. Что же такое археология? Слово археология происходит от древнегре- ческих слов «архайос» (древний) и «логос» (наука) и означает – наука о древ- ностях. День за днем, год за годом в больших и малых поселениях нарастают отложения, которые археологи называют условно культурным слоем. В древ- них городах, имеющих многовековую историю, культурный слой достигает десятков метров. Этот культурный слой и исследуют археологи. При этом, ученые ставят задачу воссоздать картину жизни древнего общества, разви- тие древнего производства, культуры, то есть они изучают историю во всем ее многообразии. Поэтому у археологов можно услышать крылатое выраже- ние: «Археология – это история, вооруженная лопатой». §1. Первые поселенцы Когда в московских лесах впервые появился человек? Где жили и чем занимались вятичи и кривичи? 20 тысяч лет до нашей эры в Подмосковье уже жили люди – к та- кому выводу пришли сотрудники Института археологии Российской академии наук, проведя первые исследования,случайно обнаружен- ной, под Зарайском древнейшей стоянки. Ученые считают, что корни сегодняшних жителей Подмосковья уходят в доисторические време- на. Четвертичный период геологической истории Земли, начавшийся миллион лет назад, ознаменован возникновением человеческого обще- ства и его культуры. В начале этого периода наступило похолодание, значительная часть Европы оказалась покрытой льдом. Территорию, на которой находится теперь Москва, ледник покрывал несколько раз. Когда ледник отступал, на территории была настоящая тундра. Среди стелющейся по земле тундровой растительности бродили мамонты. В более позднее время, около 13-14 тысяч лет назад, мамонт стал просто незаменимым животным для людей. Первые жители Подмосковья пи- тались его мясом, строили из костей жилища, одевались в его шкуры и делали оружие из его бивней. Однако около 10 тысяч лет назад ма- ! 16 монты покинули московский регион. Главным образом это произошло из-за глобального потепления климата и таяния ледникового покрова. В результате необходимые мамонтам растения начали исчезать. Трудно представить себе мамонта, например, на Калужской пло- щади в Москве. Однако, при земляных работах, здесь было найдено множество мамонтовых костей. А на берегу Москва -реки напротив Серебряного бора, в торфянистых отложениях древнего озера был най- ден полный скелет мамонта. Мамонт, видимо, здесь утонул. Целый скелет мамонта, умершего около 150 тысяч лет назад обнаружили в 2000 году столичные палеонтологи в Истринском районе Подмосковья, около деревни Кореньки. На глубине около двух с половиной метров ученые нашли прекрасно сохранившийся череп, кости конечностей, позвоночник древнего мамонта. В московском регионе и раньше встре- чались костные остатки, однако полный скелет, уникальный по своей древности, обнаружен в окрестностях столицы впервые. По мнению исследователей, найденный мамонт умер в возрасте 50-60 лет. По костям его конечностей ученые вычислили высоту жи- вотного – она составляла около трех с половиной метров. Эти живот- ные питались ветками кустарников, березы, ивы, осокой, злаками. В зимнее же время травоядные доставали еду, раскапывая мощными бивнями многометровую толщу снега. 15 января 2000 года рабочие, занимающиеся строительством комплекса в Сергиево-Посадского районе, копая четырехметровый котлован, наткнулись на бивень мамонта длиной около двух метров. По мнению научных сотрудников Московского геологического инсти- тута Академии наук возраст бивня составляет не менее 10 тысяч лет, а может и больше. По находке в Зарайске (1995год) ученые предполагают, что чело- век жил здесь в эпоху древнего каменного века – палеолита, когда по болотистой тундре Подмосковья бродили еще мамонты. Это интересно! Такую историю могли бы рассказать археологи по найденным костям мамонтов. Голодное племя, блуждая по подмосковной земле – в то время покрытой скудной растительностью – заметило следы ги- гантского животного. Община, по мнению ученых, насчитывающая от двадцати до сорока человек, поступила именно так, как и следова- ло ожидать. Общими усилиями наши предки вырыли огромную яму. Леса тогда еще отсутствовали, да и высоких деревьев не было, поэтому для маскировки ловушки использовалась трава. Мамонта, по всей видимости, загоняли по всем правилам охоты, которые за тысячи лет практически не изменились. Только в те време- 17 на вместо ружей люди держали в руках каменные топоры, а резуль- таты охоты означали, выживет племя или умрет голодной смертью. «Наши» ловчие оказались на высоте, и вся община получила на обед мамонта. Естественно, куда-нибудь перенести добычу не было ни возможнос- ти, ни необходимости. Племя соорудило себе поблизости временные жи- лища и ежедневно пировало прямо в яме. Да и место здесь было удобное: все подступы прекрасно просматривались дозорными, к тому же река (носящая сегодня имя Осетр) оказалась всего в двухстах метрах. От добычи вскоре остались только обглоданные кости. Да и осень близилась, а по Подмосковью наши предки, как считают сегодня уче- ные, бродили только летом. Расправившись с мамонтом, доисторичес- кие люди перекочевали на другое место. За собой, как с тех пор у нас повелось, прибрать не позаботились. А через тысячи лет… Находка в Зарайске, имеющая мировое значение, оказалась слу- чайной. Местным жителям и раньше попадались кремневые камни необычной формы и обломки костей, но о существовании здесь стоян- ки первобытного человека никто не догадывался. Первым до древних «докопался» аспирант Института археологии РАН. К великой радости ученого, им были обнаружены кремневые и костяные орудия труда, кос- тяные же украшения, а так же череп, бивни и кости того самого съеденно- го некогда мамонта. На дне одной из хозяйственных ям лежало ожерелье из зубов песца. Нашлись и остатки жилищ. В одном месте находки располагались почти у самой поверхно- сти дороги, другая часть стоянки оказалась похороненной на глуби- не, достигающей местами трех метров. Раскопки везде производились крайне тщательно. Все находки отбирались археологами и аккуратно пронумеровывались. Иногда пропускали грунт через мелкое сито, ко- торым обычно пользуются домохозяйки для просеивания муки, чтобы что-то не затерялось. Но, увы, часть стоянки вскоре была уничтоже- на, так как оказалась на пути прокладки газопровода. Интересно, что место древнего стойбища было выбрано столь удачно, что при- влекало внимание людей во все времена. Так, в 1531 году уже нашей эры в самом центре стоянки находилась главная Никольская башня Зарайского кремля. Всего в России насчитывается не более десяти подобных стоянок каменного века. А в Подмосковье такая находка пока единственная. Древнейшие, более поздние поселения людей – в Подмосковье от- носятся к новому - каменному веку. Льяловская стоянка, найденная в верховьях современной реки Клязьмы существовала 5-6 тысяч лет назад. Щукинскую стоянку, на берегу Москвы-реки, неподалеку от 18 Щукинского пляжа относят ко II тысячелетию до нашей эры. В то время люди были охотниками, рыболовами и селились на берегах небольших рек и озер, у самой воды, так что остатки их по- селений зачастую прикрыты образовавшимся в этих местах торфя- никами. Поселенцы уже пользовались огнем, умели делать из глины и обжигать на кострах грубые сосуды для варки и хранения пищи. Свои орудия жители стоянок делали из камня и кости. Так, в районе Черкизово, Зарядья (современная территория Москвы) были найдены кремневые наконечники стрел, каменное полированное долото. На водоразделах рек на месте стоянок находят и другие архео- логические памятники – могильники. В каждом погребении находи- ли обычно один скелет в положении, какое часто принимают спящие люди, – с согнутыми ногами и руками. Сородичи, видимо верили в за- гробную жизнь и считали, что умершему понадобятся после смерти те вещи, которыми он пользовался при жизни. В могилу клали горшки, каменные наконечники стрел, каменные топоры, даже украшения. Большей частью это были ожерелья из костей и зубов животных (на- пример, медведя). Но, что особенно важно, среди украшений встречаются и малень- кие колечки из металла – бронзы. Даже небольшое количество метал- ла, найденное в подмосковных могильниках, говорит о том, что они относятся уже не к каменному веку, а к следующей исторической эпо- хе – бронзовому веку. В могильниках бронзового века, относящихся к фатьяновской куль- туре (она названа по селу Фатьяново под Ярославлем, где был открыт пер- вый могильник) и расположенных к юго-востоку от Москвы, бронзовых изделий встречается гораздо больше. Здесь и топоры, и кинжалы, и нако- нечники копий. Однажды нашли даже своеобразную бронзовую пилу. На территории Москвы и ее окрестностей сохранились, и были исследованы археологами фатьяновские могильники в районе Кунцево, неподалеку от здания Университета на Воробьевых горах. Найденные в могильниках вещи показывают, что фатьяновцы по своей культуре стояли много выше жителей стоянок. Они опере- дили рыболовов и охотников на целую эпоху. На стоянках рыболовов и охотников 80% составляют находки костей рыб, водоплавающих птиц, 20% – находки костей мелких зверей и птиц. А вот фатьяновцы, видимо, были уже скотоводами. В могильни- ках преобладают кости домашних животных: коров, овец, коз. На сто- янках в начале I тысячелетия до нашей эры находят уже и железные предметы. Освоение производства железа создало новые возможности для развития местных племен. Железо получали из болотных желез- ных руд, находившихся почти на поверхности. Железную руду впере- 19 мешку с углем насыпали в небольшую печь, сложенную из камней и глины. Уголь поджигали и через специальные глиняные трубки, на- гнетали мехами в печь воздух. При таком процессе железо выделялось из руды раньше, чем расплавлялось. На дне печи при температуре 1200-13000 оседал губчатый тестообразный кусок железа. При таком сложном способе получения, железа сначала было мало, и оно цени- лось дороже золота. Позднее, в древней Руси печь с мехами для добы- вания железа называлась домницей от слова «дмать», «надымать», что означало дуть, нагнетать воздух. В современном русском языке от этого слова уцелели названия домна, доменное производство, а также производное этого слова «надменный», т.е. надутый. О том, как жили в наших краях люди раннего каменного века, впервые узнали при археологических раскопках на берегу Москвы- реки возле села Дьякова (рядом с селом Коломенским). При впадении в Москву-реку глубокого оврага обнаружили возвышающийся холм. Его крутые склоны были укреплены рукой человека. В том месте, где мыс подходил к верхней береговой террасе, люди вырыли глубо- кий ров от обрывистого берега оврага до крутого берега реки. Землю при этом бросали в сторону мыса, и за рвом вырос высокий земляной вал. Этот укрепленный мыс теперь называют Дъяковым городищем. По нему и все близкие по типу памятники археологии называли горо- дищами дьяковского типа, а культуру, к которой они принадлежали, – дьяковской культурой. Городища – это остатки укреплений. Суффикс «ищ» обозначает в данном случае не большие размеры, а то, что города уже нет. Так для сравнения, например, «пожарище» – не большой пожар, а место, где был пожар. Городища дьяковского типа – это небольшие поселки. За рвами и валами располагались круглые и четырехугольные жилища, иногда не- сколько углубленные в землю. В центре обычно помещали очаг. Кроме жилищ в поселке были общественные постройки; амбары, кузница, об- щий загон для скота. В таком селении могло жить несколько десятков человек. Каждое городище – это патриархальное родовое гнездо, поселок людей, сообща владевших скотом, мастерскими, разными запасами, со- обща оберегавших свои богатства от нападений соседей. Городища дьякова типа располагались почти на каждом мысу с крупными склонами по берегам небольших речек и оврагов. В Москве открыто и исследовано несколько таких городищ: само Дьяково городище, ниже по течению Москвы-реки в районе Нижних котлов; еще выше по течению между Нескучным садом и метромо- стом расположено Мамоново или Андреевское городище. На бере- гу реки Сетунь – Сетуньское городище, еще дальше за парком Фили 20 – Кунцевское городище; недалеко от Павшино – Гольевское городище. В Подмосковье известно около 150 дьяковских городищ. Уже в сере- дине I тысячелетия до нашей эры в районе Москвы было целое гнездо небольших укрепленных поселков. Находки в городищах свидетель- ствуют о том, что дьяковцы используют железо для изготовления железных ножей, наконечников стрел, примитивных серпов, реже – топоров, конных удил, булавок. Так, на Троицком городище (в рай- оне Можайска) были найдены и заготовки железа в виде нетолстых прутьев, свернутых в кольцо. Железо было еще сравнительно мало, и железные ножи поэтому служили для изготовления орудий из других материалов: кости, дерева. Дьяковцы знали примитивное гончарство. Из глины они дела- ли посуду, в основном довольно грубо вылепленные от руки горшки. По поверхности горшков заостренной щепкой или костью наносился своеобразный орнамент. Внешне рисунок напоминал отпечаток какой-то грубой ткани. Такой рисунок называли «текстильным орнаментом». У всех горшков было уже плоское дно. Значит, дьяковцы знали уже пло- ский стол и плоский пол очага, чего не знали их предшественники. Многочисленные находки на городищах костей домашних жи- вотных говорят о том, что дьяковцы были скотоводами. Заливные луга по берегам рек тогда были отличными пастбищами. Но климат наше- го края не позволяет круглый год держать скот на подножном корму. Необходимо было заготовлять для животных корм на зиму. Возможно, что отсюда и берет начало в Московском крае земледелие, о котором говорят находки серпов и наконечников мотыг. Скот, использовали тогда лишь для получения молока и мяса. Из шкур и шерсти делали одежду, обувь, даже кости использовали как материал для изготовле- ния орудий. Рыболовство и охота у дьяковцев отошли уже на задний план, хотя и оставались важными подсобными занятиями. Запомни главное. Вывод: Ученые считали, что дьяковские пле- мена принадлежали к предкам угро-финских народов. А характерная для них культура – дьяковская – имеет черты определенного типа хо- зяйства – оседлого скотоводства лесной полосы. В верхних горизонтах культурного слоя городищ на территории Подмосковья находили глиняную посуду совсем другого типа, чем в нижних. Здесь почти нет сосудов с «текстильным орнаментом», стен- ки горшков гладкие, орнамент в виде насечек. Такие сосуды находят обычно на славянских поселениях в верховьях Дона, в Приднепровье. К концу I тысячелетия н.э. подобные горшки стали изготовляться на гончарном круге и распространились по всем землям, населенным славянами, от Эльбы до Волги. В связи с этим, ученые предполагают, 21 что во второй половине I тысячелетия нашей эры в лесах Подмосковья появилось новое славянское население. Кто основал курганы и селища Каждый, кто бродил по Подмосковью, встречал на своем пути группы невысоких холмиков. Иногда они прячутся глубоко в лесной чаще и густо заросли кустами и деревьями, иногда возвышаются пос- реди распаханного поля. Но в любом случае, они находятся недалеко от какой-либо реки, ручья или высохшего оврага. Правильная форма холмов (археологи называют их курганами) говорит о том, что они на- сыпаны рукой человека. Кем же и для чего они насыпаны? Чтобы ответить на этот вопрос, археологам пришлось раскопать множество курганов. Оказалось, что это, древнеславянские могильники. Самый древний курган Подмосковья был раскопан недалеко от Москвы, у села Беседы. Это был большой холм высотой более 4-х ме- тров. Курган в Беседах относят к сооружениям 6 века нашей эры. Эти курганы принадлежат к захоронениям древних славян – вятичей, проживающих в верхнем и среднем течении Оки. Исследователи счи- тают, что само название «вятичи» происходит от древнего имени всех славян – «венто», «венеды». Вятичи жили уже не замкнутыми родовыми коллективами, как жители дьяковских городищ. В их селах могли жить члены различных родов, образующих соседскую общину, которую называли в древней Руси «вервь» или «мир». Об этом свидетельствуют курганные группы – кладбища целых сел. Об этих древних жителях Московского края удалось бы узнать гораздо больше, если бы раскопать места их посе- лений – «селища». Но селища разыскать очень трудно. Ведь они не имели укреплений – глубоких рвов и высоких валов. На месте древне- го села остался только культурный слой, который можно обнаружить случайно. Иногда он в виде темной полосы выделяется в обрыве бере- га, иногда трактор вспахивает из земли древние черепки, по которым можно определить, что на этом месте было когда-то поселение. Следы славянского селища были обнаружены у берега Яузы на тер- ритории села Тайнинское (современный Мытищинский район). Многие селища, находившиеся на территории Москвы, разрушены городскими постройками, а в Подмосковье заняты населенными пунктами. Курганов 12-13 вв. под Москвой множество. Это очень ценные археологические памятники, так по вещам, которые в них находят, можно восстановить многие стороны жизни наших предков. ! 22 Это интересно! Время идет рядом, но его не видно. Прошлое и будущее таинс- твенно. Давайте ребята, попробуем с помощью «фантастической ма- шины времени» и книги В.Г.Костомарова «Жизнь языка. От вятичей до московичей» перенестись назад в глубь веков и приоткрыть тайну прошлого. Вперед, т.е. вниз по лестнице времени незримо проследуем за пра-пра-пра-прадедом. Раз, два, три… И вот, представим, мы на берегу причудливо петляющей Москвы- реки на том месте, где сейчас стоит Боровицкая башня Кремля. Из гус- того бора на берег к нам вышел пращур – высокий крепкий человек. Назовем его Крепыш (или Вервь). Был он в льняной просторной руба- хе до колен с длинными рукавами, прихваченными, чтобы не сползли, браслетами, и в штанах, подтянутых широким поясом и заправлен- ных в онучи. Ноги обуты в лыковые лапти, укрепленные кожаными ремешками. К ноге приторочены (прикреплены) огниво и железный нож. (Слово нож, видимо, происходит от нога, ножное, так как носили лезвие у ноги, за обмотками). Взойдя на холм, он увидел перед собой в синей дымке бескрайние лесные просторы. Нигде не заметно было следов присутствия челове- ка. Прикинул Крепыш, сколько тут зверья, рыб, урожайная ли поч- ва.? Хватит ли для пропитания? Почву сразу определил, бедновата. Но зверья разного, грибов, ягод, орехов – видимо-невидимо. Чистая речка рыбой кишит – только не ленись – лови! Водную гладь морщила игра щук, сомов, лещей, осетров, стерлядей. С крутизны были видны луга, поросшие сочной ярко-зеленой травой. Роились пчелы, не тро- нутые топором дубравы полнились дичью: зубр, тур, кабан, медведь, рысь, белка, горностай. Крепыш смотрел на природу практично, а природа не веда- ла тогда, что есть экологическое загрязнение. Подумать только – в Москве-реке водилась стерлядь, добывался речной скатный жемчуг! Очарованный красотой пришелец Крепыш произнес вслух: «Дивно! Лепота! В этом краю привольно дышать и есть к чему приложить труд». И решил осесть здесь со своим семейством. Шли ведь степями и лесами, шли в мороз – ждали, где постоянно осесть. За Крепышом показались родичи. Все светловолосы, сильны, закалены лишениями, солнцем и холодом, любопытны и предприимчивы. Мирные и вольно- любивые, они устали менять места обитания и мечтали о постоянном поселении. Они умели выращивать пшеницу и просо, держать скот, добывать мед, охотиться. Они осели в этих местах. Скот охотно поедал здешнюю траву, и молока и мяса было в достатке. Земледелие давало 23 хороший урожай. Не завоеватели, а работники, уставшие от странс- твий и соскучившиеся по труду, они возделывали и обиходили (уха- живали) землю заботой и любовью. Поэтому и стала она им родной, дороже самой жизни, землей предков. Здесь не было ни тропического изобилия, как в долине Нила, ни благодатного бесконечного лета, как в Междуречье Тигра и Евфрата, ни ласковых муссонов, ни оливковых рощ как в Средиземноморье. Что выжег, выкорчевал, отнял у леса и болота, сберег свирепой зимой – тем и владей. Единственно, чем щедро одаривал край, кроме красоты и нетронутости, так это обширностью, простором, покоем – ни тебе извержений вулканов, ни ураганов, ни землетрясений. Пришедшие в этот край вятичи вскоре узнали, что не- подалеку, на правом берегу реки Москвы, не доходя реки Сетуни, уже живут люди. Крепыш, глава рода, с удовлетворением обнаружил, что местные боятся пришельцев не меньше, чем те их. Сразу решили новоселы рода Крепыша, на общем сходе, с соседями дружить: земли много, будем жить в ладу и согласии, не на зло врагу, а на радость другу. Отгородив, по обычаю, воткнутыми в землю стрелами жертвен- ное место, зарубили петуха, спросили покровительства у богов: Перуна (бога огня), Дождь Бога, Волоса (особо чтимого скотьего бога), покло- нились силам природы, земле, рекам и отправились в поселение сосе- дей, укрепленные рвом и валом. (Вы, ребята, наверное догадались, кто жил за этими рвами и ва- лом? Правильно, это было селение дьяковцев. Помните, дьяковское городище?!). Родичи Крепыша обнаружили, что чужаки говорят совершенно непонятно, но живут и думают похоже. Удивило, что коней они де- ржат только для молока и мяса, зато покорило их искусство резать кости. Воевать соседи тоже не хотели, принесли подарки, особенно им понравились гладкие глиняные горшки, которые были удобнее и кра- сивее тех, что умели лепить сами. В знак мира в свою очередь одарили гостей изделиями из кости и рога. Так началась дружба. Возможно, что родичи Крепыша от живших здесь соседей узнали, что река на- зывается Москвой. От финно-угорских слов (именно из таких племен были соседи вятичей) «Моска» - черный, коровий, и «ава» - вода, то есть Москва – Черная вода или Коровья лужа. И это понятно: вокруг были болота, топи. Для пришельцев-славян эта расшифровка была достаточно по- нятной, ведь праславянский корень «моск» означал мокрый, «москы» - болотистая местность. Продолжая свое путешествие во времени, мы сможем увидеть, как семьи Крепыша и дьяковцев настолько сдружились, что могли по- 24 родниться. Первые свадьбы сроднили оба племени. Молодые помяну- ли предков, поклонились богине любви и брака Ладе, у воды клялись в верности друг другу и преданности родителям. Долго длилось игрище с песнями и плясками. Новые родственники (вятичи) раскрыли перед сурово-медлительными угро-финнами широту – размах своей души и расчет. Расчет на спокойную, благополучную жизнь своих потомков. Так началось складывание нового племени – московичей, со временем и язык у всех жителей края стал один. Отдав много из своего, соседи перешли на русскую речь, сроднились с ней. Много помог этому весе- лый нрав Крепыша и его потомков, и более высокий культурный уро- вень славянского рода. Язык вятичей пришелся по душе соседям. Слитый, звучный, он стал источником познания мира. Хотя и сейчас в русском языке встре- чаются топонимы финских названий. Например, финское «ва» - вода, встречается в названиях рек Московского края, например, Протва, финское joki – река – в обрусевшем названии Ока. Так пришельцы (вятичи) слились с соседями (угро-финские пле- мена), завещав потомкам чтить достойного Крепыша общим прароди- телем. Когда он глубоким старцем умер, оплакивали его все вместе, не пожалели утвари для могильника, где после сожжения тела на кост- ре погребли в глиняной урне его кости. Где-то на берегу Москвы-реки стоял тысячу лет этот курган, пока археологи не раскопали, и мы не смогли узнать эту историю. §2. Вятичи и кривичи Славяне, вам светлая слава За то, что вы сердцем открыты Веселым младенчеством нрава С природой весеннею слиты К. Бальмонт О чем еще могут рассказать подмосковные курганы? Археологические раскопки курганов на берегу Чертановского ру- чья (современный район Москвы), на правом берегу речки Раменки, реки Яуза и других помогают восстановить историческое прошлое Московского края. По найденным в курганах материалам – костным останкам и элементам костюма ученые пытаются восстановить вне- шний облик древних обитателей Подмосковья. По скелетам и сохра- нившимся в погребениях остаткам волос определили, что это были крепкие люди среднего или даже высокого роста с русыми волосами. А работы ученого М.М. Герасимова, установившего закономерную связь между строением черепа и меягкими тканями лица, позволили 25 получить даже скульптурные портреты наших предков. Чтобы лучше представить облик этих людей, ученые реконструировали и их одежду. Это делали по имеющимся в летописях рисункам, по остаткам тканей и обуви, по украшениям, которые находили археологи. Украшения, найденные в курганах на берегу Чертановского ручья, рассказывали о многом: форма подвесок в головном уборе женщин очень характерна для вятических племен. Они представляют собой плоскую полукруг- лую пластину, от которой вверх отходит дужка для прикрепления к головному убору или волосам, вниз – семь расширяющихся лопастей. Тяжелый металлический обруч, сделанный из скрученных в жгут бронзовых посеребренных проволочек (так называемая гривна), и ожерелье украшали шею. Бусы каменные, очень яркие и красивые. Одни из них круглые, сделаны из белого горного хрусталя, другие – продолговатые, граненые – из красного сердолика. О прическе сказать что-либо определенное трудно, так как воло- сы почти не сохраняются. Вероятнее всего, волосы носили распущен- ными или собирали сзади в пучок, как удалось однажды установить по сохранившимся остаткам прически. Обязательным дополнением головного убора были привески с семью лопастями, вплетавшиеся в волосы на висках. Гораздо реже носили серьги. Платье шили из льняных, реже – шерстяных тканей, иногда окра- шенных в красный цвет. Женщины одевались в длинные просторные подпоясанные рубахи. Рукава очень длинные – концы их спускаются ниже кистей рук. Чтобы рукава не сползали, сверху их прихватывали браслетами (отсюда отпечаток ткани на внутренней стороне браслета в Матвеевском кургане). У ворота, вероятно был разрез, застегивающийся на пуговицу. Пуговицы могли быть деревянными, и в этом случае они не сохраняются, но иногда в качестве пуговиц служили бусины или бронзо- вые бубенчики. Возможно, что рубахи вокруг ворота украшали вышив- кой. В ней должны были сочетаться красные и белые бусы в ожерельях. Носили вятические женщины и металлические украшения. Металл был светлый, почти белый (серебро) или же красноватый (бронза). Так что об- щий вид костюма был весьма живописен. Все описанные выше особенности украшений женщин относят- ся только к населению ближайших окрестностей Москвы и районов к югу от нее. В курганах, находящихся немного дальше к северу, напри- мер на левом берегу Клязьмы, находят украшения несколько иные, а значит и весь наряд у здешних женщин – был совсем другой. Нет привычного сочетания красных и белых каменных бус; ожерелья на- низаны из одинаковых стеклянных бусин, похожих на маленькие по- золоченные или посеребренные бочонки. Такие же точно украшения находят в курганах под Смоленском, а возле Новгорода опять новый 26 вид височных привесок – большие проволочные кольца с тремя или пятью ромбовидными расширениями. По материалам раскопок курганов удалось наметить границы между различными славянскими племенами гораздо точнее, чем это делает летописец. Было известно, например, что к северу и западу от Москвы жили кривичи. «…Кривичи… седять на верх Волги на верх Двины и на верх Днепра их же град есть Смоленск», – писал летопи- сец. Но где проходила граница между кривичами и вятичами, на тер- ритории которых находится Москва, точно не знали. Теперь, когда мы знаем, что кривические женщины носили височные подвески, по- хожие на браслеты, ученые проводят эту границу. С запада на восток она идет параллельно течению Москвы-реки до впадения в нее Истры, затем поворачивает к северо-западу и идет по водоразделу рек Истры и Клязьмы. В районе Поваровки граница поворачивает на северо-вос- ток, а затем, обогнув верховья Клязьмы, круто на юго-восток и идет по водоразделу Клязьмы и Учи. Вятичи и их северные соседи криви- чи сыграли в истории Руси особую роль. Их потомки образовали впос- ледствии ядро великорусской народности. Рис. 5. Вот где примерно проходила граница между селениями вятичей и кривичей 27 Крестьяне и ремесленники Найденные в курганах остатки пищи говорят о том, что основным занятием подмосковных вятичей было: земледелие, скотоводство, охо- та и рыболовство лишь дополняли его. В горшках, поставленных в мо- гилы, находят остатки каши, яичную скорлупу, в насыпях курганов попадаются кости съеденных животных. Обычно это кости домашних птиц – кур. Гораздо реже встречаются кости лошади и диких живот- ных и птиц – зайца и тетерева. Обработка поля в лесной полосе была поначалу чрезвычайно тру- доемким занятием. Приходилось вырубать участки леса, выкорче- вывать пни, сжигать кустарники и травы. Очищенное пространство взрыхляли мотыгой. Такая работа была под силу лишь значительному коллективу людей, поэтому обработка земли велась сообща. В 11-12 вв. уже нигде на Руси не было обычая погребать знатных людей под курганами. Их хоронили по православному церковному об- ряду. Поэтому в земле вятичей и не находят роскошных погребений князей и бояр. Однако письменные источники позволяют установить, что свои князья и бояре у вятичей были. Киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении детям» среди подвигов, которые он совер- шил в течение жизни, упоминает и два похода в землю вятичей. Социальное расслоение у вятичей шло не только по линии выделе- ния землевладельческой знати. Часть крестьян-земледельцев преврати- лась в ремесленников различных специальностей. Они продолжали жить в селах, но (частично или совсем) перестали заниматься сельским хозяйс- твом и добывали средства к существованию продажей своих изделий. К таким ремесленникам в первую очередь относятся гончары. Процесс развития гончарного дела и выделение его в особое ре- месло очень хорошо проследить по изделиям, которые находят в кур- ганах. Горшки из самых ранних курганов слеплены от руки, имеют неправильную форму, обожжены в простой печи при невысокой тем- пературе, поэтому стенки их хрупкие, недостаточно обожженные. Более поздние горшки сделаны на ручном гончарном круге, что поз- воляло их формовать гораздо быстрее и лучше. Обжигали эти горшки уже в специальных печах – горнах. Стенки их гораздо прочнее, лучше обожжены. Сырье для гончарного дела – глина – имеется всюду. Для приго- товления посуды глину тщательно месили ногами и смешивали с пес- ком, толчеными черепками посуды и т.д., чтобы горшки не лопнули при обжиге. Приготовив глиняное тесто, мастер формовал из него со- суды на гончарном круге. ! 28 Устройство рунного гончарного круга подробно описывают этно- графы. Круг состоит из низкой скамейки или деревянной колоды, с за- крепленной на ней вертикальной осью, на которой свободно вращается горизонтальный круг. На нем и формовался горшок из жгутов глины, которые налепляли друг на друга по спирали. Следы этих глиняных валиков иногда заметны и в готовых горшках. Гончар левой рукой вра- щал круг, а правой формовал горшок, используя инерцию вращения круга. Чтобы изделие не прилипало, под него насыпали слой песка. Следы песка очень хорошо видны на днищах горшков. Иногда мастер- гончар ставил на днище посуды свое клеймо. Для этого на подставке круга, на которой формировалось дно сосуда, вырезали знак мастера – круг, крест, ключ и т.д. Этот знак отпечатывался на днище горшка. Кроме гончаров, в этот период выделились и другие ремеслен- ники. Это, так называемые, кирпичники, добывавшие железо из бо- лотной руды, и кузнецы, изготовлявшие железные топоры, скобели, серпы, ножи, кресала и т.п. Но не только кузнецы занимались обработкой металлов. В рус- ских деревнях того времени получило широкое распространение юве- лирное дело. Деревенские ювелиры приготовляли из меди, серебра, различных сплавов украшения. В Подмосковье того времени работало большое количество деревенских ювелиров, каждый из которых об- служивал несколько поселений в радиусе 15-20 км. §3. Возникновение, развитие и выдвижение Москвы Москва. Москва!.. Люблю тебя как сын Как русский, - сильно, пламенно и нежно, Люблю священный блеск твоих седин И этот Кремль зубчатый безмятежный М.Ю.Лермонтов Вы узнаете! В 11-12 вв. крестьянское население пользовалось изделиями не только деревенских мастеров. В это время целый ряд поселений бла- годаря развитию ремесел и торговли превращается в ремесленно-тор- говые центры – возникают города. В 12 веке летописи упоминают уже до 20 городов, находившихся на земле вятичей, в том числе Коломна, Воротынск, Масальск. Таким городом в 11-12 веке стала и Москва. Начало Москвы окружено легендами. Каждая из них пытается по-своему объяснить возникновение столицы. Но все они сходятся на том, что возникла Москва не на пустом месте, до нее в этом районе было много поселений. ! 29 Датой основания Москвы принято считать 1147 год, когда суз- дальский князь Юрий Долгорукий пригласил на свидание своего со- юзника князя новгород- северского Святослава Ольговича. Тогда на месте будущей городской территории по рекам Неглинке и Яузе рас- полагалось несколько сел, принадлежащих боярину Кучке. Вся тер- ритория первоначально называлась Куцкова. Поселок, где встретились князья, назывался Москва. Как отмеча- ют историки, поселок был тогда сельской княжеской усадьбой или, точ- нее стационарным двором, где суздальский князь останавливался при своих поездках на киевский юг и обратно. По свидетельству Тверского летописного свода в 1156 году «князь великий Юрий Володимерич за- ложил град Москву на устье ниже Неглинной, выше реки Яуза», т.е. окружил свой москворецкий двор деревянными стенами – «гор дом». Это поселение стали называть «Москва-град». Городок был невелик и занимал лишь юго-западную часть современного Кремля. В то время Боровицкий холм представлял собой исключительно удобную для обороны территорию, с трех сторон окруженную берего- выми склонами, спускавшимися к речным долинам. Вокруг городка шумел бор, память о котором сохранилась в названии Боровицких во- рот, а за рекой тянулись дремучие леса и топкие болота. Полагают, что болота дали имя реке, а река – городу. Финно-угорское Маскава, Макува, Масква – топь, грязь. Древнеславянское «москы» значит «бо- лотистая местность». Городок возник как пограничный на перепутье между днепровским югом и верхневолжским севером. В ходе заселения междуречья Оки и верхней Волги ранее всего заселялись главные реки, окаймляющие междуречье. Вдоль них вы- тянулись густые цепи городов – Ярославль, Рязань, Муром. Вслед за окрайними речными магистралями заселялись и внутренние их при- токи, прорезывающие междуречье. Пришлое население (с новгород- ского северо-запада и смоленского запада, с днепровского юго-запада и верхнеокского юга, из страны вятичей) осаживалось по притокам все- го междуречья (Волок Ламский, Звенигород, Москва, Клин, Дмитров, Владимир, Переяславль и др.). При просторных лесистых и болотистых промежутках между при- токами важное значение получали поселки, возникавшие на концах коротких переволок из одного притока в другой: здесь завязывались узловые пункты судоходного и речного сообщения. В этом отношении географическое положение Москвы было особенно выгодно. Верхним притоком своим Истрой река Москва подходит близко к Ламе, прито- ку Шоши, впадающей в Волгу. Таким образом, река Москва ламским волоком соединила верхнюю Волгу со средней Окой. С другой сторо- ны, город Москва возник на самом изломе реки, при ее повороте на 30 юго-восток, где она притоком своим Яузой почти вплотную подходит к Клязьме, по которой шел через Москву поперечный путь с запада на восток. С третьей стороны через Москву пролегала дорога из Лопасни (село в 70 верстах от Москвы к югу по серпуховской дороге). По ней тог- да проходила граница черниговского и суздальского княжеств, дорога с киевского и черниговского юга на Переяславль-Залесский и Ростов. Так, город Москва возник в пункте пересечения трех больших дорог. Из такого географического положения проистекали важные экономи- ческие выгоды для города и его края. Такое положение способствовало ранней и густой населенности края. Уже в 14 веке Москву можно было бы назвать этнографическим центром Руси, как эта Русь размещена была в это время. Москва воз- никла в центральном междуречье, в середине пространства, на кото- ром сосредотачивалось тогда наиболее густое русское население. Сюда со всех сторон собираются знатные служилые люди «служить москов- скому князю». В Москву, как в центральный водоем, со всех краев русской земли, угрожаемых внешними врагами, стекались народные силы, благодаря ее географическому положению.Это центральное по- ложение Москвы прикрывало ее со всех сторон от внешних врагов. Так, географическое положение Москвы, сделав ее пунктом пере- сечения двух скрещивающихся движений: переселенческого на севе- ро-восток и торгово-транспортного на юго-восток, определяло важные экономические выгоды московскому князю. В 14 веке Москва стано- вится столицей московского княжества. К этому времени за городски- ми стенами, разросшийся от «подола» холма вдоль восточного склона, образовался торговый посад, где жили ремесленники и купцы. В каждом русском городе, большом или малом, обязательно были детинец, посад и торг. Первый Кремль Москвы 11-12 века охватывал лишь центр, а за пределами были неукрепленный посад, где жили ремесленники и торговцы. Построенный в 12 веке детинец служил городу около 200 лет. Построенный в 1358 г. Белокаменный Кремль Дмитрия Донского имел самое современное по тому времени вооруже- ние. В каменоломнях у села Мячково вырубали этот камень, грузили его на сани и возили по льду реки в город. Возили зимой, чтобы не тя- нуть летом груженые баржи против течения. С тех пор, как москви- чи возвели этот город из белого камня, народ стал называть Москву Белокаменной. Более 100 лет прослужил верой и правдой белокаменный кремль Дмитрия Донского. Необходимость построить в центре Москвы новую крепость была в конце 15 века, что объяснилось, прежде всего, воз- росшим значением Москвы, как столицы централизованного русского государства. 31 Новый Кремль строился с 1485 по 1495 гг. Две стены Кремля по-пре- жнему омывали река Неглинная и Москва- река. А там, где не было этой надежной преграды – со стороны Красной площади, был вырыт огром- ный ров глубиной в 8 м. (с двухэтажный дом), шириной до 35 м. Он был наполнен водой, и таким образом, Кремль превратился в остров, одина- ково труднодоступный неприятелю с любой стороны. Москву называли самым славным из всех городов, как по своему положению (срединным в стране), так и вследствие удобного расположения рек, громкой извест- ностью своей укрепленной крепостью и обилием жилищ. Рис. 6. Москва - столица России. Это интересно! Возникновение древних городов Подмосковья. Вот вьётся Яуза, как змейка Кругом тенистый бор, кустарник по буграм На косогоре деревенька Вдали дорога, божий храм В.С.Филимонов Древнейшие письменные известия о доживших до наших дней городах на территории Подмосковья относится к 12 веку: летопись впервые упоминает Волоколамск (1135г.), Москву (1147г.), Дмитров (1154г.), Коломну (1187г.), Можайск (1231г.). Археологические мате- риалы указывают на существование также Звенигорода, Рузы, хотя в 32 письменных источниках они упоминались только в 14 веке. На осно- вании сведений письменных источников и результатов многолетних археологических исследований на территории Московской области выявлено около 50 древнерусских городов и поселений, возникших 11-16 вв. и, не доживших до нашего времени. Города эти превратились в городища, а поселения – в селища, в археологические памятники. Они вписаны в разные рельефы местности, различаются по размерам, планировке, степени сохранности. Большинство славянских городов Подмосковья возникло на но- вом, не заселенном прежде месте. Только отдельные городки были сооружены на месте укрепленных поселений железного века, при- надлежавших племенам угро-финского происхождения; следы этих племен до сих пор заметны в названиях многих рек и речек Московской области. Так, например, древнерусский город Боршева, хорошо извест- ный по письменным источникам и находящийся рядом с современным селом Боршева Раменского района на правом берегу реки Москвы. Этот город возник на месте укрепленного поселения местных племен. Началом 11 века датируется время возникновения славянс- кого укрепленного поселения на месте городища железного века у села Подмоклова в Серпуховском районе на правом берегу реки Оки. Возможно, в древности это поселение носило название г. Лобынск, впервые упоминаемый в письменных источниках в 1146 г. Не исклю- чено, что в конце 11 века возник славянский городок Руза. Позже этот городок получил название Старая Руза. Он находится на левом берегу реки Москвы, недалеко от устья реки Руза. К ранним городкам можно отнести и г. Дубну, который распола- гается при впадении р. Дубны в Волгу. Город был построен на месте поселения местных племен в конце 10 или начале 11 в. суздальски- ми князьями. В письменных источниках это поселение как город упо- минается в 1216 г. К сожалению, система укреплений этого городка сильно разрушена, а территория памятника испорчена подземными планировками. К 11-12 вв. возникает небольшой городок на территории современ- ного села Алпатьева в Луховицком районе,на правом берегу реки Оки. В 11-12 веках кремли славянских городов сооружались на незасе- ленных крутых береговых мысах, что происходило преимущественно в южной части современной Московской области. К этому времени от- носят возникновение г. Хатунь на реке Лопасне (современная терри- тория Ступинского района; городка у села Леонова на реке Скниге в Серпуховском районе; г. Романова в бассейне верхнего течения реки Осетр в Каширском районе. Город Тешилов на правом берегу р. Оки (Серпуховской район) впервые упомянут в 1147г. Рядом с городищем 33 на сниженном участке берега реки находился посад города в урочище, там же находилась и городская пристань. Город располагался у брода через реку Оку, хорошо известного и в более позднее время. Все славянские города, возникшие до середины 12 в. в Подмосковье, имеют кремль, хорошо увязанный с рельефом местнос- ти; все они расположены на мысах, что обеспечивало создание хоро- шей системы укреплений этих городов. С середины 12 в. в Подмосковье появляются города с планировкой кремлей в виде круга или овала. Такими были кремли у г. Вышгорода на реке Яхроме ; Могутовский городок у села Могутова Пушкинского района на берегу реки Мележи, притоке р. Шерны. Этот городок но- сил название Шерна и позже был центром одноименной Московской волости. Он существовал в 13-15 вв., в 16 веке городок прекратил свое существование, превратившись в городище. К этому же времени отно- сится Ильинский городок на реке Истре у села Ильинское Истринского района. Некоторые ученые считают, что этот городок - остатки г. Сурожика, позже центра Сурожского стана Московского княжества. В середине 12 века был построен г. Перемышль Московский на берегу реки Мочи, притоке р. Пахры (в Подольском районе). Это один из наиболее крупных и хорошо укрепленных городов Подмосковья в древности. Город Вышгород на Протве был сооружен в конце 12 века, но упоминается в письменных источниках позже – в 1352 г. У горо- да был посад, слободы.Около 1153 года был сооружен г. Ростиславль у современного села Сосновка Озерского района, на правом берегу реки Оки. Позже этот город был центром, сначала Рязанской, а позже Московской волости. Город опустел в 15-16 вв. Также в 12 в. на правом берегу реки Оки близ современной станции Фруктовая Луховицкого района был сооружен г. Перевитеск. Несколько позже был постро- ен г. Микулин – один из административных центров Тверского кня- жества, который находился у переправы через р. Шошу в нынешнем Лотошинском районе Московской области. В письменных источниках город впервые упоминается в 1354 г. Одно время город был столицей удельного микулинского княжества. С 17 века укрепления города не возобновлялись и он превратился в сельский населенный пункт. На территории Подмосковья были древнерусские города, воз- никшие и в послемонгольское время. К ним может быть отнесено Гальчинское городище в верховьях реки Протвы в Можайском райо- не. Возможно, что городище и посад – остатки древнерусского города Галича. В середине 14 века были сооружены укрепления г. Радонежа, рас- положенного на реке Паже у села Городок Сергиево- Посадского райо- на. Ранее Радонеж – это великокняжеское село. Укрепления у города 34 сооружены, видимо, после того, как он стал центром Радонежского стана Московского княжества. Ни один из перечисленных выше древнерусских городов и десяти подобных им, известных на территории Подмосковья, не дожили до настоящего времени. Причин тому много. Часть их была разрушена во время монголо-татарских походов на Русь в Московское княжество в 13-15 веках. Другие городки были заброшены и укрепления их не во- зобновлялись в связи с изменением политических границ Московского государства и соседних княжеств, когда они теряли значение порубеж- ных городов-крепостей, оказывались в глубине территории. Третьи, потеряли значение административных пунктов. Около 20 городов на территории Подмосковья не оправились в свое время от монголо-та- тарского нашествия, оказались полностью разрушенными польскими и литовскими отрядами в 17 веке. Их укрепления были разрушены, сожжены. Многие известные по письменным источникам древнерус- ские города Подмосковья просто еще не найдены при археологических разведках. Это интересно! Обмен товарами. Пути сообщения Ой вы гости-господа Долго ль ездили? Куда? А.С. Пушкин Уже с древнейших времен, люди проводили обмен товарами. Основными путями сообщения были большие и малые реки. Спускаясь и поднимаясь по рекам и их притокам, можно было попасть из одного города в другой, доплыть до соседнего княжества. Конечно, не все реки соединяются между собой. Но в верховьях речек, близко подходивших друг к другу, ладьи вытаскивали на берег и волокли «волоком» по суше до другой реки. Волоки иногда тянулись на десятки километров. Возле таких волоков вырастали города, иногда сохранившие в назва- нии слово «волок» (например, Вышний Волочок, Волок Ламский – со- временный Волоколамск). За провозимые товары взимались пошлины «мыт». Отсюда происходит например, название г. Мытищи к северу от Москвы, где взимали мыт с тех, кто намеревался спустившись по Яузе, попасть со своими товарами в Москву. Москва-река издавна служила торговой дорогой. Спустившись по Москве-реке, можно было попасть в Оку, а по Оке доплыть до Волги. Волга связывала русские земли со Средней Азией, Закавказьем, и со странами Ближнего Востока. Волжский путь был одним из первых, освоенных москвичами. 35 С усилением экономических связей между отдельными областя- ми, сухопутные дороги связывали Москву с другими городами Руси. Их направления наложило свой отпечаток на планировку самого го- рода – его крупные радиальные магистрали образовались из древних торговых дорог, которые с ростом города стали обстраиваться и превра- тились в улицы. Так Тверская улица выросла у начала дороги на Тверь и Новгород, дорога на Дмитров в пределах города в улицы Большую и малую Дмитровки. Сретенская дорога проходила по современной Сретенке, проспекту Мира и Ярославскому шоссе. Она соединяла Москву с Ярославлем, Вологдой, Устюгом, оттуда шел речной путь к Холмогорам, а позднее – к Архангельску на Белое море. На Киржач и Суздаль из Москвы вел путь через село Стромынко, давшее название улице Стромынке. К югу начинался тракт на Серпухов, Тулу. По нему получила название Большая Серпуховская улица. Одной из древнейших дорог южного направления была ордынская дорога, давшая название улице Ордынке. По ней еще в 13-14 вв. ездили в Золотую Орду. В более позднее время в 14 в., когда Москва становится крупным городом, иностранные купцы стали в ней частыми гостями. Особенно тесные торговые связи установились тогда с Крымом, где вырос осво- енный генуэзскими купцами город Сурож. Многие гости - сурожане навсегда переселились в Москву, женились на русских и дали начало целому ряду семей, впоследствии совершенно обрусевших. Так пред- ком поэта Федора Тютчева был сурожанин Дудже, или Тутче, пересе- лившийся в Москву в 16 в. Из далекой Византии в Москву привозили шелковые такни, парчу. Из западной Европы поступали в Москву и тонкие дорогие сукна, бумага. В 14-15 вв. Москва становится одним из самых крупных торго- вых центров Восточной Европы. Вывозила Москва в основном дорогие меха, которые добывали в экспедициях на севере, сельхозпродукты, воск. Мастерство московских ремесленников славилось далеко за пре- делами страны: шлемы, мечи, кольчуги, ювелирные изделия. Был и еще один, не совсем обычный предмет вывоза - дикие ловчие птицы, которые также как и меха, привозили с севера. Московские сокола вы- соко ценились при дворах Европы. Соколиная охота была любимым развлечением монархов. Таким образом, Москва в этот период выступает как поставщик своеобразных предметов роскоши. Велико было значение Москвы как центра межобластной торговли. 36 Проверь себя. Выполни задания, подумай, как больше узнать о Московии 1. Прочтите стихи А.С. Пушкина, определи, о какой реке Московского региона идет речь, вспомните сведения из истории России и Подмосковья. На тихих берегах реки... Церквей, венчанные крестами, Сияют ветхие главы Над монастырскими стенами. Кругом простерлись по холмам Вовек, не рубленные рощи, Издавна почивают там Угодника святые мощи... Для того, чтобы определить название реки, необходимо найти клю- чевые слова или обратить внимание на строфы: ... Церквей, венчанные крестами, Сияют ветхие главы... Над монастырскими стенами... На берегах какой реки и когда (“ветхие”) был построен в России го- род, в котором могли быть погребены “Угодника святые мощи...”. Он возник так давно, что даже в первой половине 19века уже были “ветхие главы”. Постарайтесь определить этот город, если вам трудно ответить и определить сразу, то попытайтесь найти ответ в книгах. 2. Вам предлагается отрывок из романа “Князь Серебряный” А.К. Толстого: “Если бы читатель мог перенестись лет на триста на- зад и посмотреть с высокой колокольни на тогдашнюю Москву, он нашел бы в ней мало сходства с теперешнею. Берега Москвы- реки, Яузы и Неглинной покрыты были множеством деревян- ных домов с тесовыми или соломенными крышами... Среди этих темных крыш резко белели и краснели стены Кремля, Китай- города и других укреплений, возникших в течение двух послед- них столетий... Подобные большим зеленым и желтым пятнам, виднелись между домами густые и покрытые хлебом поля. Через Москву-реку пролегали зыбкие живые мосты, сильно дрожав- шие и покрывавшие водою, когда по ним проезжали возы или всадники. На Яузе и на Неглинной вертелись десятками мель- 37 ничные колеса, одно поле другого. Эти рощи, поля и мельницы среди самого города придавал тогдашней Москве много живопис- ного...”1. Найдите в тексте свидетельства древнего происхождения города. По каким географическим названиям можно определить географи- ческое положение и особенности занятия населения города? 3. Посетите краеведческий музей в ближайшем от вас городе (район- ном центре). Внимательно рассмотрите коллекции музея, из ка- кого материала сделаны орудия охоты и труда? 4. Вы прочитали во 2 главе о далеком прошлом Подмосковья, род- ной для нас Московии. А что вы знаете об истории своего города, села, деревни? 5. Соберите для школьного краеведческого музея предметы народно- го быта, хозяйства, одежды населения, проживающего в вашей местности. Побеседуйте со старожилами вашего села, выясните происхождения названий реки, близлежащих населенных пунк- тов. Для полного сбора информации пользуйтесь книгами, мате- риалами местных музеев, выставок, периодических изданий. 6. Подготовьте сообщение об истории Подмосковья и своего края по интересующей вас теме. 7. Напишите письмо другу, расскажите ему об истории своего края, района Подмосковья, где вы проживаете. О каких исторических событиях тебе хотелось бы рассказать ему? 8. Какие народные традиции Московии тебе известны, какие ты хо- тел бы узнать? 1 А.К.Толстой “Князь Серебряный”. М., 1982 г, стр., 102-104

Прочитано 8875 раз

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить